Сегодня мы поговорим о том, как сделать выбор профессионального развития!
Среди вас наверное есть те, кто задумывался о том, а как мне совмещать себя-разного? Когда в вас живет и исследователь, и менеджер, и организатор…?
Мы можем от кого-то услышать, что важно быть профессионалом, развиваться в одной области. Сейчас мир настолько многообразен, что быть кем-то одним бывает трудно: для выживания, для роста мы наполняемся новыми знаниями и умениями, осваиваем новые профессиональные роли. Представим, что ученый-генетик, сидящий целыми днями за микроскопом и колбами, не реализовал бы свою потребность в написании научных статей и чтении лекций перед студентами? Это его новые роли – ученого-преподавателя и ученого-писателя, которые важно гармонично встроить в повседневную жизнь, чтобы он чувствовал себя более реализованным.
Но нам бывает трудно посмотреть на свои профессиональные роли, на свое место в контексте профессии. Я предлагаю несколько метафоричных образов, раскрывающих разные принципы, на основе которых человек создает «схему» своей профессиональной жизни. При этом будут учитываться его разные потребности, реализуемые в разных профессиональных ролях.
Итак, простроить схему своей профессиональной жизни можно, используя четыре принципа.
ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – «РОМАШКА»
Бывает так, что человек находится на этапе, когда трудно думать о возвышенном (миссии, целях…), требуется просто выжить (финансово в первую очередь). Но не только. Вы понимаете, что вам нужно себя реализовывать, владеете теми или иными умениями и важным, и первостепенным, для вас результатом труда является оплата. Условия жизни требуют постоянного источника дохода, который позволит закрывать свои базовые потребности. И мечтать о возвышенном сейчас – это не про вас.
При этом есть основная профессиональная роль (например, педагог в школе), дающая основной доход. При этом в свободное от обучения детей время любит выращивать растения, ухаживать за животными или заниматься иной деятельностью так сказать «для души». Эти дополнительные роли вне рамок его основной профессии помогают восстанавливаться, отвлекаться-переключаться, общаться с другими сообществами. Это наполняет человека, реализует его другие, отличные от преподавания, потребности.
В основе «ромашки» лежит основная профессиональная деятельность, дающая основной доход. Это ключевой критерий. Представим теперь, что педагог живет на юге, у моря. И в свободное от работы время любит собирать остатки деревьев (дрифтвуд) и делать из него красивые поделки и интерьерные вещицы. Далее он ставит цель на этом зарабатывать. Дополнительная к основной профессии роль «создателя интерьерных вещей» может выйти на уровень оплаты труда, если данный человек решит монетизировать свое увлечение. При этом оставаться педагогом в школе.
Дополнительные роли могут и не быть привязаны к основной сфере, где вы работаете.
Итак, схема профессиональной жизни по принципу РОМАШКИ предполагает, что у вас есть:
— основная профессия, на доход от которой вы живете;
— дополнительные роли, которые потенциально могут приносить доход при условии, что на этом фокусируешься.
ВТОРОЙ ПРИНЦИП – «ЦВЕТОК ЖИЗНИ»
У человека есть несколько профессиональных ролей, раскрывающих разные грани его личности. Он и организатор, и блогер, и предприниматель и т.д. Но при этом он развивается в одной, общей для всех ролей сфере.
Например, выше рассматриваемый педагог (допустим, он учитель русского языка) подрабатывает детским логопедом в центре. Сфера одна – лингвистика, при этом роли разные.
Организуя свою профессиональную жизнь по принципу «цветка жизни» человек реализуется в одной сфере, усиливающей и расширяющей его компетенции. В отличие от «ромашки» здесь проф.роли объединены одним профессиональным направлением.
Бывает, человек находит профессиональную область на стыке нескольких ролей. Например, у него есть опыт дизайнера, потом он получил навыки верстальщика сайтов, обучился на аналитика и маркетолога и это все объединено, например, в роли руководителя интернет-проектов. Сфера, кстати, тоже будет одна – это диджитал-специализация. Современные новые профессии так и образуются – например, архитектор виртуальной реальности, космобиолог, разработчик биоэтики и др. Когда профессия появляется на стыке нескольких профессиональных ролей.
ТРЕТИЙ ПРИНЦИП – «ДРЕВЕСНЫЕ КОЛЬЦА»
А если вы понимаете, что для развития и продвижения вам требуются компетенции из смежных областей? И педагог, пройдя курсы копирайтинга, стал писать статьи и вести блог, тем самым рассказывая про наработанный преподаванием опыт. Или получив психологическое образование стал разрабатывать психологические игры (профессия – игропрактик), при этом реализуя себя по первой роли — педагога. Работая со словом, он реализует себя более шире.
Так он набирает новые компетенции, добирает знания из смежных или новых областей знаний, расширяя тем самым свою профессиональную экспертизу. У него может остаться основная потребность – например, преподавать, но формы ее реализации могут быть разными. Когда наработанный опыт реализуется в новых формах – не только очное обучение детей, но и передача знаний через блог родителям, а также работа со взрослыми через игры.
Вы можете получать образование в совершенно разных областях, обрастая новыми профессиональными целями, расширяя экспертизу. Благодаря этому вы можете браться за более ответственные задачи. Схема развития от специалиста до руководителя – является подтверждением данного принципа. Главное, что наслаивание опыта и получение новых знаний помогает расширить свою экспертность.
Например, тренер по продажам, получая управленческое образование, наполняясь опытом из маркетинга и психологии может проводить тренинги по более широкому спектру тем, а также переходить в онлайн-обучение, создавая свою тренерскую команду.
В принципе «колец» мы сразу видим переход личности на качественно новый уровень своей экспертизы. Выход за пределы одной профессиональной роли и даже профессии. Переход на более сложный уровень проф.развития.
Позже я приведу конкретные примеры, и мы сравним принципы между собой.
Принцип «колец» отличает и последовательность «вбирания» в себя новых знаний, когда происходит «добирание» знаний из смежных или других областей. Например, психолог-профориентолог, работая сначала с психологическими инструментами, постепенно обучается на астролога и изучает отдельные интегральные методы (на стыке разных наук и направлений), где берет новые методы и подходы для помощи в самоопределении клиента. Сфера его работы расширяется, создаются новые форматы работы, ставятся новые задачи и цели. Он начинает консультировать по разным темам.
Если бы тот же психолог развивался по принципу «цветка жизни», то сфера его реализации была бы одна – психология. Тогда, развивая новые роли, психолог овладевает новым инструментарием, предоставляя благодаря этому более широкий набор услуг для клиента: карьерное консультирование, коучинг в построении стратегии освоения новой профессии и т.д. Он может стать тренером личностного роста. Но сфера или направление будет одно.
ЧЕТВЕРТЫЙ ПРИНЦИП – «ДЕРЕВО»
Данная схема планирования и организации своей профессиональной жизни чем-то похожа на «древесные кольца», но здесь разные роли могут «включаться» в разное время, при этом есть образование в выбранной сфере, которое человек получил. Эту сферу он выбрал как главную для своей самореализации (хотя первое образование может быть не из этой сферы). На это образование «нанизываются» другие компетенции. И даже если он, например, в качестве первого образования получил маркетинговое, а стал потом психологом, это не отменяет возможность в новой сфере работать дальше, реализуя разные роли.
В отличие от «цветка жизни», где человек за определенный период времени реализует вместе все роли (переключаясь между ними), принцип «дерева» подразумевает, что в какой-то период времени главенствует одна роль, в другое время включаются две другие роли и всегда по-разному, в зависимости от меняющихся потребностей личности и условий развития. Например, психолог решил организовать свой центр, периодически выступает на мероприятиях (в роли спикера), иногда организует выездные курсы (в роли «организатора», проводит тренинги (в роли тренера) и т.д. Но не каждую неделю эти роли работают одновременно, конечно. И более того, человек «включает» их тогда, когда ему это нужно или он хочет этого.
В отличие от «древесных колец» развитие разных профессиональных граней, коими я называю обычно роли, происходит непоследовательно. Здесь не стоит цели расширять свои компетенции, добавляя новые методы из смежных областей или других наук для реализации одной цели (как у «колец»). Здесь роли скорее похожи на разные формы реализации себя (появилась потребность выступать, и он стал спикером; тренинг – тоже новая форма, где тот же психолог проведет свою психологическую игру). То есть образование – психологическое – базовое (но не обязательно первое!), а формы реализации разные.
Вы спросите, а чем же тогда это отличается от «цветка жизни», где человек может иметь одну сферу (психологию)? Ведь там тоже разные роли. Принцип «дерева» не стремиться найти объединяющее профессиональное пространство для разных ролей. Они вполне могут существовать отдельно. Более того, на дереве отдельными веточками могут быть роли, совершенно не связанные с психологией (то есть единого объединения в одну сферу нет). Они растут отдельно и «включаются», когда человек захочет.
Это похоже чем-то на ромашку, но в дереве каждая роль – это возможность для заработка и обычно в эти роли перевоплощаются, чтобы дополнительно заработать или развить свой личный бренд.
Итого:
ПРИМЕРЫ
Рассмотрим пример организации своей проф.жизни по принципу «РОМАШКА». Человек может работать большую часть времени педагогом. При этом он может реализовывать себя в разных ролях: педагог-организатор, педагог-психолог, няня, репетитор. В роли психолога он может пока еще и не зарабатывать денег, а например, помогать знакомым, общаясь с ними, потому что ему нравится это. Но он может поставить цель зарабатывать на этой роли. А в роли швеи шить одежду для кукол, потому что всегда любил шить.
Принцип «ЦВЕТКА ЖИЗНИ»: например, человек специализируется на спортивной теме. Он выступает и как фитнес-тренер, и изучая системы питания становится нутрициологом, периодически он организует спортивные турниры для своих подопечных, а также может подрабатывать спортивным психологом. При этом все роли работают у него одновременно, без какой-то из них его профессия не дает нужного ему результата. Все роли взаимосвязаны.
Или например в теме психологии человек получил несколько образований – коуча, психолога, профориентолога, а также создал психологическое сообщество. В последнем примере роль вроде бы другая – создатель сообщества – но тема объединяет та же, и контент и мероприятия будут посвящены психологии.
Рассмотрим пример для принципа «ДРЕВЕСНЫХ КОЛЕЦ», вбирающих новые компетенции и расширяющие профессиональную область самореализации. Например, сначала человек стал web-дизайнером, специализируясь на разработке сайтов. Далее ему предложили новый проект, в котором кроме дизайна требовались аналитические навыки для анализа сайтов. Он из получил, и понял, что ему было бы интересно развиться до руководителя проектов, так как работать со своей командой ему нравилось. А потом он, получив управленческие знания он организовал свое дизайн-агентство. В данном примере сфера дизайна проходит сквозь разные профессии, но при этом если вначале человек сам делал все «ручками», то расширив свои компетенции, став управленцем, он уже шире смотрит на эту деятельность, управляет командой, занимается не просто аналитикой, а стратегическим анализом. То есть строят проф.жизнь по принципу «колец», человек выходит на новые уровни и в новые смежные области.
Пример для принципа «ДЕРЕВА»: мы уже упоминали психолога, которому было интересно периодически «включать» разнонаправленные роли – пару раз в полугодие выступать спикером, вести свой блог по теме психологии, организовывать онлайн-марафоны, периодически под заказ писать для журнала статьи и на полставки подрабатывать педагогом-психологом. В этих ролях психолог не запараллеливает свою деятельность, он не делает все это одновременно (как в примере с «цветком жизни», когда роли являются частью обыденной рабочей практики). В «дереве» разные ветви могут содержать разные, даже не связанные друг с другом роли. Здесь основное психологическое образование дает базу для развития личности, но не обязывает реализовывать роли, напрямую связанные с психологией (как в «цветке жизни»). Например, тот е блог человек может вести вообще не по теме психологии, а например, через него продавать украшения или быть сетевиком, консультируя людей.
Давайте закрепим по второму кругу на примерах.
ПРИНЦИП РОМАШКИ
Человек выучился на управленца и работает руководителем отдела в бизнес-структуре. При этом он может участвовать в организации выездных мероприятий (например, за доп.гонорар), а также следить за офисом как администратор.
А также он может реализовывать себя в роли методиста, потому что в работе постоянно требуется разработка материалов. Но при этом ему за это не доплачивают и он не концентрирует на этом внимание, хотя имеет хороший наметанный глаз на визуальное оформление документов и грамматику.
ПРИНЦИП ЦВЕТКА ЖИЗНИ
Человек реализует себя в маркетинговой сфере, одновременно работая интернет-маркетологом с ролью аналитика, ведет аккаунты клиентов, а также создал свою небольшую команду, объединив функции в маркетинговом агентстве.
Или в сфере менеджмента человек руководит тренерами, отделом, сам выступает как консультант и тренер. И это все реализуется одновременно в его деятельности.
Все приводимые здесь примеры я брала из реального своего окружения, людей, которых я наблюдаю многие годы.
ПРИНЦИП ДРЕВЕСНЫХ КОЛЕЦ
Приведу пример своего развития прошлых лет. Сначала я пришла на должность консультанта (имея управленческое образование), потом стала брать на себя новые функции и проводить тренинги, затем обучилась на психолога, астролога и выйдя в сферу профориентации, обучившись на профориентолога, я использую весь пройденный опыт, вобравший столь разные направления, через призму консультирования людей (по определенным темам). Работаю разными методиками и подходами, учитывая все ранее пройденные этапы-роли.
Или например, человек устроился работать секретарем (тоже пример из практики). Потом захотел взять на себя больше ответственности и стал администратором всего офиса. Увидев, что в компании есть отдел консультантом, он перешел туда с получением новых знаний и умений. А затем стал брать проекты и руководить ими. При этом весь пройденный опыт наслаивался и благодаря пройденному пути в проектах человек успешно использует и знания работы офиса и консультирования людей.
ПРИНЦИП ДЕРЕВА
Работает человек менеджером по продажам (имея базовое гуманитарное образование), но у него всегда интерес был к маркетингу и освоить одну из ролей он периодически берется за маркетинговые стратегии. А также он запускает проекты, реализуя себя в роли предпринимателя. Он экспертно понимает, как устроен бизнес, поэтому иногда зарабатывает от выступлений на бизнес-форумах. Ведет свой блог, так как много разъезжает и делится особенностями ведения бизнеса в разных странах. И накопив материала, раз в пару лет издает очередную книгу про бизнес.
Здесь человек в разные моменты времени затрагивает разные свои роли, как будто кристалл переливается своими гранями.
ДАВАЙТЕ ПОДВЕДЕМ ИТОГ
Итак, мы рассмотрели 4 принципа, по которым может строиться профессиональная жизнь. Возможно у вас проявится один из этих принципов, а возможно вы приведете примеры иных. Здесь лишь я показала свои умозаключения на тему «как совместить разные роли».
Возможно эти образы помогут в нужные моменты времени вспоминать о разнообразии приоритетов и критериев, по которым вы на первым план ставите то или иное обучение или принимаете решение сменить деятельность.
Подытожу, мы рассмотрели следующие критерии или то, на чем специализируется человек, применяя тот или иной принцип:
— первый критерий это специализация на потребностях: есть необходимость зарабатывать для удовлетворения базовых потребностей. Остальные роли раскрывают другие потребности.
— второй критерий это специализация по сфере, объединяющей разные роли и профессии. В официальной терминологии это так и называется – «специализация»
— третий критерий – последовательное расширение компетенций неважно в какой сфере, но зачастую важно для какой одной цели
— четвертый критерий это нанизывание дополнительных интересных для человека ролей на базовое образование в выбранной сфере.
Итак, коллеги, мы рассмотрели мой подход к вариантам самореализации. Пусть он поможет тем, кто ищет варианты, найти свой путь и получить максимальное удовлетворение от принятия решений на своем пути.
Данный подход отражен в моем видео.